Календарь

Интервью с директором департамента Охотхозяйства минсельхоз РОССИИ А.Е.Берсенёвым.

— Антон Евгеньевич, нашу беседу уместно начать с вопроса, волнующего многих охотников, которые считают, что передача охотугодий юридическим лицам, в том числе и частным пользователям, приведет к ущемлению прав охотников, особенно местных, охотившихся здесь из поколения в поколение. Сейчас многие, критиковавшие ранее общества охотников, вновь обратились к ним лицом, считая, что лучше плохие общества, гарантирующие охоту, чем хорошие частные хозяйства, ставящие заслоны простому охотнику. Вы можете опровергнуть это убеждение?

Я полностью разделяю позицию нашего министра в том, что охотников нельзя делить на «местных» и «неместных». Например, для районного общества не местным сейчас признается даже свой местный житель, но имеющий охотбилет другого общества охотников, например, «Динамо», а тем более — госохотбилет. Именно поэтому вводится единый госохотбилет. Что будет дальше? Охотники — члены общества, недовольные политикой этого общества, выйдут из него. Часть людей останется. Но и те, и другие должны иметь возможность охотиться на этой территории, особенно там, где угодья общества составляют большую часть района. Сейчас многие общества своей ценовой политикой и системой распределения путевок загоняют насильно охотников в свои ряды. Это неправильно. Взносы должны быть добровольными.
— Какова по Вашему мнению судьба общественных охотничьих организаций?
— Перспективы у них, безусловно, есть. Но это должно быть именно общество охотников, а не общество штатных руководителей охотничьего хозяйства. Сейчас в большинстве своем руководство обществ не думает о самих охотниках. Цены на путевки без предоставления услуг в ряде обществ запредельные. Если так и будет продолжаться, то перспектива этих организаций печальна. Я считаю, что в Правлениях обществ не должно быть штатных работников. Почему государственный чиновник не имеет права работать в коммерческих предприятиях? Это очевидно: иначе он будет лоббировать интересы этих предприятий. Так и в обществе: как может штатный работник, получающий зарплату на деньги общества, находиться в структуре органов правления? Хозяйством общества должен руководить нанятый специалист, а правление должно ставить перед ним задачи и спрашивать об эффективности их решения. Сейчас руководители обществ надежно защищены своим Уставом, и, для того чтобы что-то существенно изменить или переизбрать председателя, надо собрать более двух третей охотников. Но это нереально. На конференциях выбирают представителей, но на деле не понятно, как можно доверять лишь избраннику от сотен простых охотников и какое влияние он может оказать на политику руководства общества. Ну а когда Правления обществ добровольно отдают охотугодья, это очень похоже на распродажу станков заводом. — Сейчас ценовую политику определяет правление региональных и даже районных обществ на своих заседаниях. Многие наши читатели возмущены непомерно высокими ценами. Берут деньги не только за путевку без предоставления реальных услуг, но и так называемую отработку, причем сумма ее доходит до 2000 рублей. В этом году в некоторых областях перед сезоном весенней охоты некоторые охотники просто не смогли приобрести путевки из-за непомерно больших цен. Ваше мнение об этом как директора Департамента?

— Кто устанавливает эти цены? Конечно, не охотники, а руководители, которые получают зарплату в обществе. Вот почему решениями своих правлений они устанавливают как высокие цены на путевки, так и различные коэффициенты для членов других обществ. Я бы хотел, чтобы читатели «РОГ» поняли, что сейчас общества охотников ничем не отличаются от коммерческих организаций, кроме одного: они не могут тратить свою прибыль на выплату дивидендов учредителям. Но тратить свою прибыль общество может на уставные цели учредителей. А такими учредителями являются все охотники, состоящие в этом обществе, а не только члены правления. То есть каждый охотник — член общества. Да, общества должны организовывать коммерческие охоты для получения прибыли. Но за счет этого для своих членов они могут и обязаны выдавать путевки на массовые виды дичи бесплатно. Разумеется, речь идет об охотах, не требующих оказания охотнику специальных услуг. Многие охотятся самостоятельно, со своими собаками, своими подсадными утками, имеют дом в деревне. Им не нужны услуги егеря. Путевки на такие охоты для членов общества должны быть бесплатными, а иначе — зачем они охотникам? Общества охотников монополизировали рынок, контролируя в некоторых регионах большие площади, которые не в состоянии обработать. Там не соблюдается пропускная способность, нет нормирования. Идет только сбор денег.

— Яркий пример — прошедший сезон весенней охоты, которая в некоторых угодьях превратилась в стрельбу по пролетающим утиным стаям и охоту с подхода. Поэтому все настойчивее призывы вновь закрыть ее.
— Совершенно верно. Открывается весенняя охота с подсадной — путевки выдают не тем, у кого есть подсадные, а всем желающим. А что творится на гусиной охоте? Угодья переполнены охотниками, причем все с путевками, а нормально охотиться из укрытий с профилями просто невозможно. Поверьте мне, довольно опытному охотнику на гусей, оптимальная пропускная способность в гусиных угодьях должна быть не менее 500 га на один скрадок (неважно, сколько в нем охотников). Например, в Ярославской области в начале 90-х, мы выдавали 1100 разрешений на гуся, то есть в три раза меньше, чем лицензий на лося! А сейчас повсеместно, кроме отдельных охотхозяйств, выдаются путевки на гуся всем подряд — только плати! Пропускная способность угодий да и техника безопасности не соблюдаются. Выход — определение и соблюдение территориальной пропускной способности в каждом регионе в зависимости от площади пригодных угодий для конкретного вида охоты.

— Раз уж мы заговорили об обществах, как Вам видится реальное изменение их ценовой политики?
— Если мы сейчас рассмотрим структуру расходов обществ охотников, то увидим, что на собаководство, на стендовую стрельбу, воспитание начинающих охотников тратится мизерная их часть, а на содержание административно-управленческого аппарата тратится ежегодно около 25%. Заметьте, это деньги охотников (взносы и путевки). Как сделать путевки на массовые виды дичи бесплатными? Для этого надо сделать рыночные цены на копытных одинаковыми для всех, сократив расходы на аппарат управления. И за счет этого сделать путевки на массовые виды дичи бесплатными.
— Кстати, какие документы в связи с новым законом должен иметь при себе охотник?
— Для производства охоты нужно иметь разрешение на охоту. Недавно Приказом Минприроды России утверждена новая единая форма разрешения. Если охота будет проводиться в общедоступных угодьях, этого (наряду с охотбилетом и разрешением на оружие) достаточно. За разрешение в общедоступные угодья охотник платит госпошлину в размере 400 рублей. Если охота проводится в угодьях охотпользователей, то необходима еще и путевка — документ на оказание услуг охотнику (она, кстати, может быть бесплатной).
— По закону угодья общего пользования должны составлять не менее 20% от общей площади угодий. Поясните: это от площади угодий субъекта (области, например) или района?
— Эти угодья, на мой взгляд, должны составлять не менее 20% от общей площади угодий в каждом муниципальном районе. Еще рассматривается возможность введения нормы, по которой в составе одного муниципального округа не более 50% угодий (за исключением общедоступных и ООПТ) может закрепляться за одним охотпользователем. Сергей ФОКИН Опубликовано в: "Российская Охотничья Газета" №28(832) от 06.07.2010

Hosted by uCoz